По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Администрация Абазинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 18.11.2014 N 582 "Об утверждении Положения об организации обучения без дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья и получения ими качественного образования, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Абазинского муниципального района"



АДМИНИСТРАЦИЯ АБАЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. № 582

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗ
ДИСКРИМИНАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ПОЛУЧЕНИЯ ИМИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ АБАЗИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" постановляет:
1. Утвердить Положение об организации обучения без дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья и получения ими качественного образования, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Абазинского муниципального района, согласно приложению № 1.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования (обнародования).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации Абазинского муниципального района, курирующего вопросы образования.

Глава администрации
Абазинского муниципального района
М.Ч.НИРОВ





Приложение № 1
к постановлению администрации
Абазинского муниципального района
от 18.11.2014 № 582

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗ ДИСКРИМИНАЦИИ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ИМИ
КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСРЕДСТВОМ
ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ АБАЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение об организации обучения без дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) и получения ими качественного образования, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Абазинского муниципального района (далее - Положение) разработано на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015).
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации обучения без дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья и получения ими качественного образования, в том числе посредством организации инклюзивного образования в образовательных организациях Абазинского муниципального района, порядок организации обучения и воспитания в совместной образовательной среде образовательных организаций Абазинского муниципального района детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.
1.3. Инклюзия признается как закономерный этап развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
- освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, воспитанниками общеобразовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляет образовательная организация, реализующая общеобразовательные программы и, как правило, ближайшая к их месту жительства.
2.2. Зачисление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном Российской Федерацией для приема граждан в образовательные учреждения.
2.3. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста может быть организовано в форме совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования) образовательной организации, реализующей основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению 3 образовательных программ всеми обучающимися. Численность детей, с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в таком классе не может превышать 2 человека.
2.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется территориальной психолого-медико-педагогической комиссией.
2.3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося
формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в образовательных организациях Абазинского муниципального района являются:
- создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
- повышение квалификации педагогических работников;
- создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.5. Решение о создании в образовательной организации классов инклюзивного образования принимается Управлением образования и культуры администрации Абазинского муниципального района на основе ходатайства образовательной организации.
2.6. Ходатайство образовательной организации должно содержать:
- список обучающихся для зачисления в класс инклюзивного образования;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка и заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации для детей с нарушениями речи;
- заявление родителей (законных представителей) об организации обучения детей в классе инклюзивного образования;
- наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка.
2.7. Сведения о создании классов инклюзивного образования в образовательных организациях Абазинского муниципального района ежегодно передаются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.1. Критерии организации инклюзивного образования.
В качестве критериев организации инклюзивного образования следует рассматривать:
- особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии);
- соответствие образовательной среды образовательной организации потребностям инклюзированного ребенка: созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
2.2. Организация инклюзивного образования
2.2.1. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ, инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня развития ребенка может быть организовано:
- по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- по индивидуальной образовательной программе.
2.2.2. Содержание общего образования и условия организации обучения инвалидов определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.2.3. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
2.2.4. Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вид реализуемых образовательных программ каждой образовательной организацией определяются самостоятельно в соответствии с рекомендациями территориальной ПМПК.
2.2.5. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.2.6. Образовательные программы и трудовое обучение реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
2.2.7. Обучение детей с ОВЗ школьного возраста по основным образовательным программам должно учитывать программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы общего образования образовательной организации.
2.2.8. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.
Программа коррекционной работы должна содержать:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательную организацию и освоение ими основной образовательной программы общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей;
-систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации образовательных программ;
- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательной организации;
- планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).
2.2.9. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.
Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим советом школы. Реализация индивидуальных учебных планов при необходимости сопровождается поддержкой ассистента (тьютора) образовательной организации.
2.2.10. В индивидуальный учебный план при необходимости включается коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями с учетом первичного нарушения и особых образовательных потребностей.
2.2.11. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией.
2.2.12. Для детей с ОВЗ оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.
2.2.13. Режим работы образовательной организации при оказании услуг инклюзивного образования по пятидневной или шестидневной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно и закрепляется соответствующим пунктом в Уставе.
2.2.14. На первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме ребенку с ограниченными возможностями здоровья устанавливается диагностический период.
2.2.15. По истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета.
2.2.16. В случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума руководитель образовательной организации информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.2.17. Вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
3. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.
3.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной.
3.3. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством.
3.4. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного образования
4.1. Диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях осуществляется ТПМП(к)
4.2. Специалисты ТПМП(к):
- осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;
- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками образовательной организации направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной организации.
- разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ТПМПК.
- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии;
- согласуют со специалистами ТПМПК оценку результатов обучения.
4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательной организации осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, учитель.
4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ТПМП(к).
4.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание образовательной организации ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора с образовательной организацией, имеющей в штате специалистов данного направления.
5. Методическая поддержка
5.1. Управление образования и культуры администрации Абазинского муниципального района выполняет роль координатора по организации инклюзивного образования в образовательных организациях Абазинского муниципального района, оказывает методическое обеспечение, консультационное сопровождение, организацию методической и информационной поддержки детей, родителей (законных представителей), педагогических работников образовательных организаций.


------------------------------------------------------------------