По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.02.2014 N А25-1236/2013



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. № А25-1236/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03.02.2014.
Полный текст решения изготовлен 10.02.2014.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи К.Х. Салпагарова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.Б. Кочкаровой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя А. к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконными действий и ненормативных правовых актов, при участии:
заявитель представителей не направил, надлежащим образом извещен, о причинах неявки суд не уведомил,
от Мэрии муниципального образования г. Черкесска - К., по доверенности,
от Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска - Т., по доверенности,
третье лицо представителей не направило, надлежащим образом извещено, просило провести судебное заседание в его отсутствие.

установил:

индивидуальный предприниматель А. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - заинтересованное лицо, Мэрия), в котором просил признать незаконными дискриминационные действия Мэрии, выразившиеся в принятии постановления от 29.03.2013 № 649 "О реконструкции улиц города Черкесска" (в редакции постановления от 26.04.2013 № 893), распоряжения от 26.04.2013 № 246-р и выдаче предписания от 15.04.2013.
Кроме того, заявитель просил признать недействительными:
пункт 8 "Списка нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, подлежащих сносу (демонтажу) в связи с реконструкцией улиц города Черкесска в 2013 году", утвержденных постановлением Мэрии от 29.03.2013 № 649;
пункт 4 распоряжения Мэрии от 26.04.2013 № 246-р "Об обязанности сноса (демонтажа) нестационарных торговых объектов, размещенных по <...> (от <...> до <...>)";
предписание Мэрии от 15.04.2013, обязывающее ИП А. демонтировать торговый павильон в районе дома № 58 по улице Доватора.
На основании ходатайства заявителя определением суда от 22.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике.
На основании ходатайства Мэрии муниципального образования г. Черкесска определением суда от 19.09.2013 к участию в деле в качестве другого заинтересованного лица привлечено Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Управление).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил признать действия заинтересованного лица незаконными и отменить упомянутые ненормативные правовые акты.
Третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - в судебные заседания представителей не направило, надлежащим образом извещено, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Мэрии с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, в удовлетворении требований просил отказать.
Представитель Управления поддержал позицию Мэрии, с заявлением также не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, в удовлетворении требований просил отказать.
Суд, изучив содержащиеся в заявлении и отзывах доводы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, постановлениями Главы города Черкесска от 30.05.2003 № 2239, от 06.12.2004 № 6173, от 15.02.2005 предпринимателю была разрешена установка торгового павильона по <...> в районе жилого дома № 58. Копии упомянутых постановлений отсутствуют в материалах дела, однако их наличие признано сторонами.
В период с 17 августа 2007 года по 31 декабря 2012 года, в соответствии с абзацем 15 статьи 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 09.12.2003 № 61-РЗ "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике", Правительство КЧР, в лице Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, распоряжалось земельными участками в г. Черкесске, государственная собственность на которые не была разграничена.
05 марта 2010 года Министерством имущественных и земельных отношений КЧР принято распоряжение № 379 о заключении договора аренды земельного участка с А. сроком до 01.03.2011.
05 марта 2013 года Мэрией принято постановление № 455 "О капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования города Черкесска", в соответствии с пунктом 10 которого необходимо произвести ремонт <...> (от <...> до <...>).
29 марта 2013 года Мэрией принято постановление № 649 "О реконструкции города Черкесска", которым утвержден "Список нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, подлежащих сносу (демонтажу) в связи с реконструкцией улиц города Черкесска в 2013 году". В списке, среди прочих, указан торговый павильон ИП А. (пункт 8).
15 апреля 2013 Мэрией ИП А. вручено предписание, обязывающее демонтировать торговый павильон в районе дома № 58 по улице Доватора.
26 апреля 2013 года Мэрией принято распоряжение № 246-р "Об обязанности сноса (демонтажа) нестационарных торговых объектов, размещенных по <...> (от <...> до <...>)". В распоряжении, среди прочих, указан торговый павильон ИП А. (пункт 4).
15 июля 2013 года Мэрией ИП А. вручено предупреждение о сносе 29.07.2013 принадлежащего ей торгового павильона.
Не согласившись с пунктом 8 "Списка нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, подлежащих сносу (демонтажу) в связи с реконструкцией улиц города Черкесска в 2013 году", утвержденных постановлением Мэрии от 29.03.2013 № 649, с пунктом 4 распоряжения Мэрии от 26.04.2013 № 246-р и предписанием Мэрии от 15.04.2013, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что павильон, принадлежащий предпринимателю, не имеет фундамента, выполнен из легких сборных металлических конструкций и представляет собой нестационарный торговый объект.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска установлен Положением, утвержденным постановлением Мэрии муниципального образования город Черкесск от 24.07.2012 № 1292 (далее - Положение № 1292).
В пункте 4.2 Положения № 1292 установлено, что основанием для размещения субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории города Черкесска является решение Мэрии муниципального образования город Черкесск о выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта и правоустанавливающие документы на земельный участок.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Аналогичные вопросы отнесены к вопросам местного значения пунктом 25 статьи 8 Устава муниципального образования город Черкесск, утвержденного решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 30.10.2012 № 12.
Частью 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) определено как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В оспариваемых ненормативных правовых актах основанием для демонтажа спорного павильона указано начало проведения реконструкции улицы Доватора, на основании постановления Мэрии от 05.03.2013 № 455 "О капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования города Черкесска", а также постановление от 29.03.2013 № 649 "О реконструкции улиц города Черкесска".
В связи с обследованием улично-дорожной сети города Черкесска, которая после прошедшей зимы пришла практически в полную непригодность, и выявлением многочисленных ям, глубоких выбоин и неровностей на дорогах, создающих реальную угрозу жизни и здоровью людей, и необходимостью капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования города Черкесска, постановление Мэрии от 05.03.2013 № 455 предусматривает незамедлительно и в кратчайшие сроки произвести капитальный ремонт дорог общего пользования города Черкесска, в том числе <...>.
Пунктом 2 постановления Мэрии от 29.03.2013 № 649 "О реконструкции улиц города Черкесска", управлению имуществом и коммунальным комплексом города поручено
осуществление подготовки и оформления проектно-сметной документации, в которой необходимо предусмотреть максимально возможное расширение проезжей части улицы Доватора с заменой бордюрного камня, выделением технической полосы, парковочных мест, капитальным ремонтом пешеходных дорожек (тротуаров).
В пункте 4 постановления от 29.03.2013 № 649 отделу градостроительства и контроля за использованием земель Мэрии поручено провести организационные мероприятия с владельцами нестационарных торговых объектов, находящихся в зоне реконструкции и подлежащих сносу (демонтажу).
Кроме того, в связи с размещением нестационарных торговых объектов без разрешительной документации и разрешительной документации с истекшим сроком, невыполнением требований предписания отдела градостроительства и контроля за использованием земель Мэрии, распоряжением Мэрии от 26.04.2013 № 246-р предпринимателю предложено снести (демонтировать) принадлежащий ему торговый павильон (пункт 4 распоряжения).
Материалами дела подтверждается, что павильон, принадлежащий предпринимателю, расположен на пешеходной части улицы Доватора (в промежутке от <...> до <...>), где согласно проектным документам должны проводиться работы по реконструкции улицы. Внешний вид павильона не вписывается в современный дизайн бульвара по завершении реконструкции, он расположен вблизи планируемой детской игровой площадки, поэтому предпринимателю выдано предписание о его демонтаже.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соответствии оспариваемых ненормативных правовых актов закону. Соответствие ненормативного правового акта закону исключает нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Мэрией соблюден порядок принятия оспариваемых ненормативных актов - оно соответствует установленной муниципальными правовыми актами процедуре демонтажа и вывоза торговых киосков, других нестационарных торговых объектов (Положение по сносу (демонтажу) и вывозу торговых киосков, павильонов, временных сооружений и иных объектов некапитального строительства, утвержденное постановлением Мэрии от 21.01.2013 № 5).
Довод предпринимателя о нарушении его прав, поскольку демонтаж торгового павильона ведет к прекращению его предпринимательской деятельности по торговле продовольственными товарами, отклоняется судом, так как предприниматель не лишен возможности обратиться в Мэрию в установленном порядке за получением разрешения на установку торгового павильона в ином месте (на перенос спорного павильона в другое место) в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Черкесска на основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Также, при принятии решения суд учитывает, что на момент вынесения Мэрией постановлений от 05.03.2013 № 455, от 29.03.2013 № 649, предписания от 15.04.2013, распоряжения от 26.04.2013 № 246-р истекли сроки разрешения на установку торгового павильона и аренды земельного участка. Доказательств обратного сторонами не представлено.
Анализ представленных в материалы дела документов позволяет сделать вывод о том, что на момент принятия Мэрией оспариваемых ненормативных правовых актов у предпринимателя отсутствовали правовые основания для занятия земельного участка и установки павильона. Кроме того, представленные заявителем документы не подтверждают факта наличия в действиях Мэрии ущемления интересов отдельных хозяйствующих субъектов, а также дискриминирующих условий, которые ставят одних хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права и законные интересы предпринимателя не могут быть нарушены оспариваемыми ненормативными актами.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Руководствуясь статьями 29, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя А. (ОГРН 309091711100089, ИНН 091701706876).
2. Отменить меры по обеспечению заявления, принятые определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19 июля 2013 года по делу № А25-1236/2013.
3. Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья
К.Х.САЛПАГАРОВ


------------------------------------------------------------------